Новости

Интервью газете Столица-С

Денис Паршутин о нацпроекте «Международная кооперация и экспорт»

Рggисунок1.png

В прошлом году наши предприятия поставляли продукцию в 66 стран мира. В этом году объем экспорта должен увеличиться еще не менее чем на 9 %, а к 2024 году – в 1,8 раза и превысить 515 миллионов долларов. За этот же период предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности должны выйти на объемы экспорта минимум 50 миллионов долларов, то есть увеличить поставки в 5–6 раз. Российский экспортный центр повысил рейтинг Мордовии, переведя нас в более успешную, третью группу субъектов по уровню экспортного развития. «Наш регион специфичный – мы производим больше, чем потребляем, поэтому тема экспорта должна подниматься, как знамя, – уверен директор агентства инновационного развития РМ Денис Паршутин. – Только ленивый не экспортирует». Подробности – в материале Анны Оправхат и Вячеслава Новикова.

«Мы выпускаем около 30 % светотехнической продукции по России, – говорит Паршутин. – Неужели Мордовия использует такое количество лампочек? Конечно, нет. Мы выпускаем порядка 10 % кабельной продукции. Используем все сами? Нет. Это наследие советской плановой экономики, когда каждый регион имел свою специализацию. А вот агропромышленный экспорт у нас сдерживается, как ни странно, Россельхознадзором. Для экспорта в дальнее зарубежье нужна сертификация продукции. Не для того, чтобы ввести в страну, а чтобы вывезти из России. И, к сожалению, предприятий с таким разрешением не так много в республике – лишь самые сверхсовременные, построенные в последнее десятилетие. Например, «Рузово». Современнейший комплекс по переработке птицепродукции дает возможность разбивать в день 5 миллионов яиц, отделять на центрифуге белки от желтков, высушивать или полувысушивать. Этот продукт крайне востребован для экспорта. Мы же понимаем, что просто так яйцо довезти нереально – это скоропортящийся продукт. У группы компаний «Сфера» самые современные заводы, которые проходят по птице на экспорт. Ультрасовременные производства соответствуют всем требованиям по чистоте, по технологиям и так далее. А «Октябрьская» и «Елховская» птицефабрики находятся в состоянии прохождения сертификации. «Октябрьской» порядка 40 лет, и понятно, что некоторые цеха устарели и могут не пройти по требованиям Россельхознадзора. Здесь важно желание самих производителей пройти этот административный барьер и стать сертифицированными. Иногда у них опускаются руки, хватает востребованности и на внутреннем рынке. Но сейчас они могли бы быть более конкурентноспособными. Доллар вырос, и мы понимаем, что цены, к примеру, на автопром подрастут. Но наша сельхозпродукция станет конкурентноспособней на внешних рынках».

По словам собеседника, в промышленном экспорте флагман Мордовии – «Рузхиммаш» – продолжает Денис Паршутин. – Безусловно, на экспорт идет продукция компаний «Плайтерра», «Лисма», в каком бы тяжелом состоянии она ни находилась – востребована и светотехническая продукция, и светотехнические полуфабрикаты (колбы для лампочек). И вот парадокс: наша лампочка не выдерживает конкуренции с китайской, когда она собрана в целом. Но в тот же момент комплектующие для лампочки – колбы, куда потом вставят вольфрамовую нить и приварят цоколь, – пользуются спросом в Китае. «Лисма» экспортирует в Китай эти комплектующие. Большое количество светотехнической и кабельной продукции отгружается в страны СНГ. В прошлом году география экспорта охватывала порядка 60 стран. Идут переговоры с другими государствами, контакты налажены. Но прежде, чем подпишут бизнес-контракты, получат предоплату и начнется отгрузка, всех устроит финансовая и логистическая сторона сделки, все равно проходит от девяти месяцев. В проработке несколько перспективных регионов, где к нашей продукции нет вопросов по качеству. Возьмем, к примеру, Вьетнам. Рядом Индия и Китай, а Россия достаточно удалена. Тем не менее наша продукция имеет все шансы пройти на этот рынок, поскольку мы лучше и качественней. Да, логистика более длительная. Из Индии везти по морю две недели, а от нас – 40–45 дней. Это вносит свои коррективы. У нас стоит задача – объем экспорта должен составлять 150 миллионов долларов в год. Причем 10 % из этого объема должно приходиться на экспорт предприятий малого и среднего бизнеса. Какие здесь критерии? Численность персонала и объем продаж до 2 миллиардов рублей. У нас под это подпадают очень многие предприятия кабельной отрасли, светотехнической. Мы понимаем, что основные объемы должен давать крупный бизнес, а малый – не отставать».

Центр поддержки экспорта опосредованно участвует в двух национальных проектах – «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Проводится опрос предприятий, и те дают запросы на участие в выставках, ярмарочных и конгрессных мероприятиях, говорят, на какие потенциальные регионы хотят вый­ти со своей продукцией. «Мы можем арендовать и застроить для этих предприятий стенды на выставках, – поясняет специалист. – Можем и делаем! По итогам прошлого года состоялось порядка 15 выставочных мероприятий. Планы на текущий год были более амбициозные, но ситуация с коронавирусом вносит свои коррективы – выставки переносятся. Это началось со стран Юго-Восточной Азии, а сейчас там понемногу все приходит в норму, а в Европе наоборот. Мы оказываем помощь в адаптации информационных материалов и сертификаций продукции на новые рынки. К примеру, предприятие хочет выйти в тот же самый Вьетнам. Нужно технические характеристики продукции перевести на вьетнамский язык. Мы получаем федеральную помощь – на это есть четкая статья затрат. Мы либо сами ищем переводчиков, либо возмещаем затраты предприятий, если они делают это самостоятельно. Далее предприятие формирует общее коммерческое предложение с тем, чтобы по каналам доступа через партнеров или торгпредства в той стране от нас пришел запрос, что фирма-производитель, например, кабельной продукции из России, имеющая все сертификаты качества, предлагает к реализации определенные виды продукции. Более детальное описание прилагается. И потенциальные покупатели, рассматривая это, выходят на контакт. Мы постоянно организовываем визиты иностранных делегаций в Мордовию, компенсируя им проезд. Они приезжают знакомиться «глаза в глаза» с производителями. И порой иностранцы превосходно оценивают увиденное, у них не остается ни малейших сомнений по качеству. На высокотехнологичных производствах некачественной продукции просто быть не может».

Сегодня в связи с ограничениями, вызванными распространением коронавируса, проводятся видеоконференции, меняется формат переговоров. «Планировался выезд представителей наших предприятий в Конго, но пока не судьба. Мы не отменяем эту встречу, проведем ее с привлечением средств современных коммуникаций, – говорит Паршутин. – Отлично востребован экспорт IT-услуг. Первое место здесь занимает компания «Байтэкс». Это контроль качества – тестирование программных продуктов и связанного с этим программирования. У нас числится еще порядка 10 IT-компаний. В прошлом году появился индивидуальный IT-экспортер, у него просто ИП. Безусловно, они тоже обращаются к нам, оставляют запросы на участие в выставках. Выставки айтишников менее формальны, в отличие от производственников. Используя зарубежную сеть знакомств, мы рассказываем о наших достижениях в этой сфере и связываем заинтересованные в сотрудничестве компании между собой. Готовы принять делегацию у себя и помочь нашим выехать в другие страны. К сожалению, только в первом квартале текущего года у айтишников отменились три выезда за рубеж. Были запланированы Испания, Франция и Германия. К сожалению, все пока отменилось. Или к счастью – все, что ни делается, все к лучшему. Мы сдвинули поездки по срокам. Это форс-мажорные обстоятельства. Для действующих экспортеров и для тех, кто только планирует, мы проводим серию обучающих семинаров, которые реализуем здесь по соглашению с Российским экспортным центром. Это авторизованные курсы с хорошей методической подготовкой. Дается и базовая информация, и информация о коммуникациях, связанных с экспортом, с документальным оформлением, с логистикой, с налоговыми моментами. Мы реализуем 11 семинаров. Новички видят, что вот он, экспорт, – рядом. Но что-то сдерживает от начала пути. На семинарах они убеждаются, что экспорт – это доступно, что на начальном этапе их никто не бросит. И складывается вся цепочка. Какие могут быть подводные камни? Валютное регулирование. У нас один из самых суровых в мире комплексов наказаний за невозврат валютной выручки. Это объективная реальность, и нужно быть к этому готовым. Как раз на специальном семинаре, связанном с документальным оформлением и регулированием экспорта, это все объясняют – какие нужны декларации, какие документы подать. На курсы по поводу налогообложения экспорта приходят в основном работники бухгалтерии. Им объясняют, какие нужно заплатить налоги. Экспорт дает возможности по возврату НДС, поэтому самый популярный вопрос – как нам вернуть НДС при экспортной отгрузке? Это выгодно для предприятий. Если компания нуждается в сертификации продукции в той стране, куда экспортирует, у нас есть возможность возместить до 80 % стоимости сертификации за счет федеральных субсидий».

 

По материалам: https://stolica-s.su/news/economics/261089


Возврат к списку